|
Протектор шин предназначен
улучшить контакт между шиной и дорогой, особенно на мокрой поверхности. Без его
углублений вода на поверхности дороги не успевала бы растечься к сторонам
колеса, поскольку скорость её растекания гораздо медленнее скорости наступления
шины на дорогу. Из-за этого тонкий слой воды остаётся между дорогой и
поверхностью шины, что вызывает серьезную потерю сцепления колёс с дорогой. На
высоких скоростях это обстоятельство может вызвать эффект плавучести, при котором
существенно уменьшается тяга автомобиля в процессе торможения. Углубления в
протекторе, таким образом, обеспечивают место для проникновения воды. Некоторые
изготовители шин рассчитывают рисунок протектора так, чтобы каналы,
образующиеся с ним, наилучшим образом качали воду из-под шины в стороны от
колеса.
Если дорога сухая, то протектор
шины фактически сокращает сцепление с дорогой, так как он сокращает область
контакта между резиной и дорогой. По этой причине беспротекторные шины или шины
с очень гладким протектором часто используются в гоночных автомобилях, для
которых трек, как известно, является гладким и сухим. Если неожиданно во время
гонок начинается дождь, то беспротекторные шины могут вызвать опасную потерю
сцепления - вот почему они редко используются на обычных дорожных автомобилях.
Чтобы улучшить тягу колёс, в протекторе используют более мягкий каучук с той
целью, чтобы он плотнее сочетался с дорожной поверхностью. Так как каучук
смягчается при повышении температуры, гоночные команды часто применяют
нагреватели шин, чтобы держать новые сменные шины в оптимальной температуре,
пока не настало время их затянуть на автомобиль. Мягкий составной каучук также
улучшил бы тягу в уличных транспортных средствах, но он редко используется,
потому что такие шины стираются слишком быстро при каждодневном использовании.
Высота (или глубина) протектора
- важная часть автомобильной безопасности, но высота протектора постепенно
сокращается по мере интенсивности использования шины. Когда протектор
стирается, шины необходимо менять. В большинстве стран существуют законы,
регулирующие минимальную высоту протектора на дорожных транспортных средствах,
а самые современные дорожные шины имеют встроенные индикаторы изнашивания
протектора. Они принимают вид маленьких пупырышек каучука, впаянных в основание
протектора кое-где по периметру шины. Когда протектор стирается, пупырышки
становятся вровень с ним и тогда шина должна быть заменена. Если эти пупырышки
не присутствуют на шине, то используют шаблон высоты протектора, чтобы измерить
степень износа шин.
В большинстве транспортных
средств передние шины изнашиваются быстрее, чем задние. Разную степень износа
одной и той же шины может вызвать неправильная посадка колёс - когда при
поворотах стирается больше внутренняя или внешняя сторона поверхности
протектора. Некоторые шины сконструированы таким образом, чтобы обеспечить
лучшую тягу только при вращении их почасовой стрелке или против часовой стрелки
- структура протектора таких шин не имеет симметрии относительно поворота шины
на 180°. Такие шины, как правило, имеют стрелку, впаянную в боковую сторону,
указывающую предпочтительное направление вращения шины.
www.voronezhavto.ru
|