У новых японских автомобилей, насыщенных электроникой, чаще всего выходят из строя вовсе не электронные узлы и датчики – в первую очередь в них подлежат ремонту двигатели, ходовая часть и кузов. Это типичные и наиболее частые поломки для любых автомобилей, требующие определенного мастерства и наличия специального оборудования для ремонта.
Специализированные сервисные центры обычно занимаются не только ремонтами, а и техническим обслуживанием, сервисным обслуживанием – и там наличие систем электронной диагностики в автомобиле помогает еще больше, чем при ремонте. Быстрая диагностика не только сбойных узлов автомобиля, но и тех узлов, которые могут начать давать сбои в ближайшем будущем – вот несомненно преимущество современных электронных систем диагностики. Именно такие системы используются в ряде моделей Toyota – и более старых (Camry, Corolla, Land Cruiser) и новых (Yaris, Matrix, и др.). Поэтому любой ремонт Toyota делается очень быстро, ведь диагностика, которая может быть длительной для других авто, занимает тут считанные минуты. Имея справочник диагностических кодов для конкретной модели автомобиля и соответствующее компьютерное оборудование (в самом просто виде – ноутбук с переходником) можно произвести такую диагностику и самостоятельно. Но для некоторых видов ремонта диагностика не нужна вообще – в первую очередь это касается кузовного ремонта.
Исправление вмятин и царапин, нарушенной геометрии, жестяные работы (рихтовка, вытяжка, растяжка, сварка) – все это делается по старинке, и требует только хорошего опыта специалистов. Такой ремонт не может быть сведен к простой замене неработающих частей – он требует филигранно точной ручной работы, хорошего глазомера, специального оборудования.
Техническое обслуживание Lexus (дорогих автомобилей премиум-класса от того же производителя, японской корпорации Toyota) или обслуживание более дешевых и простых моделей автомобилей, не всегда требует обязательного использования систем электронной диагностики. Такие процедуры, как химчистка и фумигация салона, мойка двигателя и кузова, покраска и полировка, тонировка стекол, тот же ремонт кузова – все это не требует никаких электронных проверок и диагностик. Тем не менее, для всех систем автомобилей Toyota роль электронной диагностики становится все более значимой с каждой новой моделью. Электроникой управляется и проверяется и двигатель, и все электрооборудование автомобиля, и системы кондиционирования, и охранные системы, и системы для аудио и видео. Кроме этого, компьютерная диагностика (часто с использованием специальных стендов в авторизированных сервисных центрах Toyota) применяется для точной регулировки многих узлов автомобилей при их техническом обслуживании. В частности, это компьютерная регулировка сход-развала по новой 3D технологии, ультразвуковая диагностика инжекторов бензиновых двигателей, балансировка колес, проточка тормозных дисков и т.д.